Планируете реализовывать свою продукцию через электронные торговые площадки? Стать успешным селлером на Озон, Вайлдберриз или Яндекс Маркет? Одним из важнейших условий работы с маркетплейсами является обязательное использование электронного документооборота или ЭДО.
Почему ЭДО для маркетплейсов необходимо для эффективного сотрудничества с Российскими онлайн-платформами?
Современные российские маркетплейсы – это компании, продающие на своих онлайн-площадках миллионы наименований товаров от десятков тысяч отечественных и зарубежных поставщиков. Уже в 2021 г. их совокупный объем продаж превысил 4 трлн. руб., а в 2022 г. на долю компаний этого типа приходилось свыше 65% всего рынка интернет-продаж в сегменте B2C.
В отличие от компаний-агрегаторов, чья деятельность ограничивается размещением рекламного предложения контрагента на своем сайте, маркетплейсы осуществляет доставку товаров поставщиков клиентам с собственного склада (схема FBO), оказывая сопутствующие логистические услуги, связанные с возвратом или обменом товара. Это требует соответствующего обмена как формализованными (счета-фактуры, формы ТОРГ-1, ТОРГ-2 и пр.), так и неформализованными (договора, соглашения) документами между платформами и поставщиками.
Ведение документооборота по столь большому числу товаров в стандартной бумажной форме требует серьезных денежных затрат и замедляет скорость бизнес-процессов торговых площадок, в связи с чем и возникает потребность в электронном документообороте. На настоящий момент электронный документооборот для маркетплейсов внедрен всеми лидирующими участниками этого рынка.
Обязательно ли ЭДО для работы с маркетплейсами, и какие требования по документообороту предъявляют крупнейшие из них?
ЭДО для Вайлдберриз (Wildberries)
Компания WILDBERRIES – это свыше 850 тысяч активных селлеров и ежегодные продажи на сумму более 800 млрд. руб.
До 2020 г. электронный документооборот Вайлдберриз в обязательном порядке предусматривался для всех поставщиков без исключения. Позже компания разрешила осуществлять обмен электронными документами представителям малого бизнеса, работающим по УСН, через собственный цифровой портал или в обычной бумажной форме. Согласно п.6.8. публичной оферты компании, обязательный электронный документооборот по-прежнему сохраняется для компаний-плательщиков НДС, т.е. юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), придерживающихся общей системы налогообложения (ОСНО), а также бизнесов, не являющихся резидентами Российской Федерации. Подключить эдо для Вайлдберриз можно через дилеров операторов электронного документооборота «Контур» и «Тензор», являющихся официальными партнерами Wildberries.
ЭДО для ОЗОН (OZON)
Ozon является старейшим интернет-магазином РФ и одним из лидеров отечественной интернет-торговли. Оборот площадки за 2022 г. составил порядка 830 млрд. руб., а кол-во продавцов в целом сопоставимо с показателями Wildberries.
Электронный документооборот для Озон потребуется поставщику в ситуации, когда он является плательщиком НДС, а также при размещении товаров на складах компании, её центрах распределения и/или дарксторах. В случае если продукция селлера хранится на собственных складских мощностях, его использование не обязательно. Подключить ЭДО для Озон можно на базе программных продуктов «Контур Диадок» или «Сфера Курьер», с которыми организовано прямое подключение.
ЭДО для Яндекс Маркет (Yandex Market)
Яндекс Маркет является одним из наиболее популярных маркетплейсов с ежедневной аудиторией свыше 8 млн. человек и десятками миллионов предложений от партнеров компании.
Несмотря на то, что в справочных материалах компании напрямую не указано на обязательность ЭДО. Яндекс Маркет указывает, что договор оферты не предусматривает его бумажной копии. Подобный подход говорит о том, что электронный документооборот является одним из обязательных требований для работы с этой интернет-площадкой. Компания работает с «СКБ Контур» и «Тензор»; при этом роуминг с другими операторами не поддерживается.
Электронный документооборот понадобится и при работе с такими торговыми площадками, как Aliexpress, МегаМаркет (СберМегаМакрет), Lamoda, а также крупными розничными сетями, такими как X5 Retail Group или Магнит!
Наша компания не является плательщиком НДС или нерезидентом РФ, мы планируем отгружать мы товары с собственного склада, есть ли тогда смысл в подключении ЭДО для сотрудничества с маркетплейсами?
Независимо от этих моментов, электронный документооборот также необходим, если вы работаете с товарами, подлежащими обязательной маркировке, а это такие товарные категории, как продукция легкой промышленности, одежда, лекарства, обувь, молочная продукция и др. Список подобных товаров постоянно расширяется, в связи с чем, лучше подумать об этом заранее.
При работе через электронные порталы интернет-площадок, в случае возникновения ошибок в их работе, потери данных или системного сбоя, вам будет трудно отстоять свою позицию перед этими компаниями. Поэтому «дополнительная страховка» в виде независимого решения представляется разумным решением.
Какую систему ЭДО стоит использовать селлерам для работы с отечественными маркетплейсами?
Необходима система ЭДО для OZON? ЭДО для Wildberries или других известных торговых площадок? Сомневаетесь, что лучше выбрать?
Эксперты компании «Бизнес ТелеСистемы» полагают, что лучше всего использовать электронные системы документооборота, одобренные для использования крупнейшими интернет-площадками и являющиеся их официальным партнером!
Что ещё необходимо для работы в электронной системе документооборота?
Подключение доступно как для юридических, так и для физических лиц, ИП или самозанятых. Для успешного использования Вам понадобится лишь электронно-цифровая подпись (ЭЦП), оформление которой можно заказать в нашем удостоверяющем центре.