22 марта 2018
В конце 2017 года состоялось несколько важных правительственных совещаний, которые подтвердили решимость властей в течение семи лет (к 2024 году) ввести систему полной отслеживаемости за оборотом товаров, иначе говоря, сплошной товарной маркировки. Пока проект находится на стадии раннего обсуждения, но специалисты уже пытаются предугадать, как он скажется на макроэкономике и деятельности отдельных предприятий.
Исторический проект
Совещание, посвященное внедрению системы полной транспарентности товарного рынка, состоялось 10 ноября у премьер-министра Дмитрия Медведева. На встрече, в которой приняли участие главы Минпромторга, Минфина, ФНС, первый заместитель председателя Правительства Игорь Шувалов, вице-премьер Аркадий Дворкович и глава «Ростеха» Сергей Чемезов, было принято решение поручить пяти ведомствам разработать проект создания системы сплошной маркировки товаров идентификационными знаками. В декабре решение правительства одобрил президент Владимир Путин. По предварительным данным, первоначальная концепция маркировки будет готова уже в начале 2018 года.
Со временем программа сплошной маркировки будет интегрирована с таможенными базами
Если инициатива правительства действительно найдет воплощение, Россия станет первой страной в мире, полностью контролирующей любые товарные операции бизнеса вместе с розничными продажами и налогообложением. Впрочем, точечно аналогичные системы для рынков, чувствительных с точки зрения взимания налогов или обращения подделок, внедряются и в других странах.
- в ЕС с 2018 года будет введена обязательная маркировка лекарств, с 2019 года – табачных изделий;
- в Китае проекты по продуктам питания и лекарствам реализуются с 2007 года (некоторые отменены как неэффективные);
- в США с 2023 года планируется программа по контролю медицинских средств;
- в Бразилии с 2007 года реализуется проект по контролю табачных изделий, с 2016 года – по контролю лекарств.
Разумеется, для России маркировка товаров также не будет первым опытом внедрения подобной системы. С 1 апреля 2016 года работает система ФНС по RFID-маркированию меха, благодаря чему за год легальный оборот меховых изделий вырос в восемь раз. Не менее успешно действует система контроля оборота алкогольной продукции ЕГАИС. Запросы на аналогичные системы поступали и в других сферах: с 15 января начнет работу пилотный проект по цифровой маркировке табачных изделий, на 2018 год запланирована аналогичная программа для кожаной обуви. Нет ничего удивительного, что разработка системы сплошной маркировки представляется правительству более выгодным решением, чем подготовка отдельных проектов для различных рынков.
В ближайшем времени планировалось введение системы обязательной маркировки лекарств, однако декабрьским решением Госдумы оно было перенесено на 2020 год – очевидно, учет медицинских препаратов будет внедряться уже в рамках сплошной системы.
Возможности и перспективы
Согласно решению правительства, проект будет реализовываться с централизованным оператором ГЧП, который создадут на базе ООО «Оператор-ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий). По предварительным расчетам, это даст возможность ввести программу в действие наиболее эффективно и в кратчайшие сроки.
Несомненно, государству новая система обойдется в десятки миллиардов рублей. Однако и преимущества ее неоспоримы: власти получат возможность легализовать бизнес, сократить незаконные вычеты НДС и ограничить рынок контрафакта – избавиться от мошеннических схем производства и продажи товаров в РФ, а также практически ликвидировать незаконный ввоз импортных товаров.
Для бизнеса внедрение сплошной маркировки может стать «принудительным прогрессом» в области автоматизации и цифровизации отчетности. Со временем введение идентификационных марок даст возможность экономить на логистике и хранении, развивать цифровой маркетинг. Предельный эффект для компаний на горизонте пяти лет, как ожидается, может достичь 4,5–5 % роста продаж. Но внедрение новой системы явно потребует обновления торгового оборудования.
Что такое маркировка?
Вероятнее всего, для идентификационных целей будут использоваться коды DataMatrix на защищенной марке (как это реализовано в маркировке лекарств) либо RFID-метки (как это реализовано в области продажи меховых изделий).
RFID-метка – микросхема с антенной, которая ловит радиоволны определенной частоты и возвращает сигнал с информацией, хранящейся в микросхеме. Получить информацию можно на расстоянии с помощью специального считывателя. У каждой метки имеется уникальный код и запись в едином реестре.
Идентификационные знаки для различных групп товаров будут производиться на Гознаке
Также как акцизные марки для алкоголя и RFID-метки для меховых изделий, выпускаться новые идентификационные метки будут на Гознаке, а приобретаться через систему «Маркировка» на сайте ФНС. Важная задача при введении сплошной маркировки товаров – интеграция системы ФНС с онлайн-кассами, которые станут обязательными с июля 2019 г. В перспективе новая программа будет интегрирована с таможенными базами данных, а в дальнейшем, возможно, и с электронными платежными системами.
Стоимость маркировки невелика: на фармрынке она оценивается в 0,2–0,3 % от цены упаковки, на табачном рынке – 0,3–0,5 %. Однако если для крупного бизнеса это, возможно, пройдет незамеченным, то для малых предприятий может оказаться весьма чувствительным.
Стратегия введения идентификационных знаков пока неясна, вероятнее всего, маркировку для различных отраслей рынка будут вводить постепенно. В списке первоочередных задач – введение идентификационных знаков для импортной древесины, фотоаппаратов, автомобильных покрышек и рыбы. Возможно, маркировка до определенного срока будет добровольной, а потом обязательной.
Конечно, сейчас делать выводы о возможном эффекте нововведений на рынок преждевременно. На данный момент идет подготовка законодательной и концептуальной базы проекта. Безусловно, новая система маркировки встряхнет рынок и может привести к повышению цен, а в некоторых областях и временно остановить движение. В одном можно не сомневаться – выгоды от достижения полной прозрачности рынка с течением времени компенсируют все возможные потери.