09 ноября 2015
Федеральная налоговая служба стала тщательнее проверять, как компании рассчитывают и уплачивают в казну налог на добавленную стоимость. После проверок многим поступят требования пояснить, почему выявлены расхождения в исчислении и уплате НДС. Сейчас по всей стране предприниматели и компании получили уже более 150 тысяч требований от налоговиков.
В 1 квартале текущего года предприниматели заполняют декларацию по НДС по новой установленной форме. Теперь необходимо предоставлять данные из книг продаж/покупок. Если осуществлялась посредническая деятельность, то и цифры из журнала по отправленным и полученным счетам-фактурам.
Новая форма подачи сведений утверждена приказом налоговой службы в конце октября 2014 года. В форму налоговой декларации добавили разделы 8 – 12, в которые нужно заполнить сведения из книг покупок и продаж с дополнительными листами к ним, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. На основе этих показателей налоговики проверяют наличие расхождений между налогоплательщиками и их контрагентами.
Чтобы получить налоговые вычеты, налогоплательщики делают записи в книгах о покупках. А налоговой необходимо проверить, обоснованно ли налогоплательщики получают эти вычеты. Если в книге покупок появилась запись, она должна появиться и на страницах книги продаж контрагента. Если этого не происходит, у ФНС возникают сомнения по поводу реальности документов. Поэтому теперь налоговики рассылают предпринимателям требования по расхождениям по каждой конкретной счет-фактуре.
Хотя компании и раньше получали требования по пояснению вопросов контрольных соотношений, сегодня их стало гораздо больше.
Что нового в камеральной проверке по НДС?
Сейчас камеральную проверку сделали централизованной. Федеральный центр обработки данных принимает декларации со всей страны и собирает всю информацию о налогоплательщиках.
В основном ФНС интересуют контрольные соотношения показателей деклараций по НДС, из которых были исключены логические проверки заполнения декларации и оставлены только математические.
Что отслеживают в ходе камеральной проверки:
- Выявляют ошибочные данные по контрольным соотношениям.
Компания получает требования автоматически, как только в отправленной декларации обнаруживаются ошибки. Чаще всего несоответствия выявляются в суммах по разделам налоговой декларации книг покупок и продаж, ошибочные цифры НДС по счетам-фактурам, неверные коды операций и отсутствие итоговых сумм в книгах.
- Отслеживают расхождения в счетах-фактурах.
Налоговая вышлет требование, если обнаружит, что в счетах-фактурах не соответствуют даты, нет номеров, или не соответствуют суммы НДС по счетам-фактурам.
- Сопоставляют операции контрагентов.
Если налогоплательщик заявил налоговые вычеты, обязательно проверят цифры из его книги покупок и сопоставят их с данными из книги продаж контрагента. В ней должна быть указана сумма НДС по определенным счетам-фактурам. Когда заявленный вычет не соответствует сумме исчисленного налога, покупатель получает требование о пояснении.
Порядок ответа на требования
Как только налогоплательщик получает требования ФНС, он должен отправить квитанцию о получении требований в налоговый орган не позднее, чем через 6 суток со дня приема. Если этого не сделать, налоговая вправе остановить операции на банковском счете. Далее в течении 5 дней компания должна составить и отправить ответ на требование. Это должна быть уточненная декларация либо пояснения по каждому счету-фактуре, указанному в требовании. В случае опоздания с ответом или отсутствия пояснений, должностному лицу грозит взыскание – штраф на сумму 2 – 4 тысячи рублей.
Если налогоплательщик не ответит на требования в течении 5 рабочих дней с момента отправки уведомлении о получении - его лишат вычета!
Когда налоговый орган обнаруживает несоответствия в цифрах между операциями налогоплательщика и контрагентов, то высылает требование в виде таблицы PDF. В ней отображаются ошибки по каждой строке из соответствующего раздела декларации по НДС, прикрепляется приложение в виде файла XML.
В ответ на требование пояснений ФНС, сотрудник компании составляет 2 таблицы. В первой должны содержаться подтвержденные сведения. Во второй – исправленные данные. Помните, что нельзя корректировать данные, которые влияют на итоговую сумму налога. Если происходят изменения в суммарных показателях, понадобится составить декларацию с уточнениями.
Отвечать на требование можно в электронном, либо бумажном виде. По статистике, сегодня электронные ответы отправляют не более 10% налогоплательщиков. Хотя в электронном формате гораздо быстрее и легче подготавливать и высылать ответ.
Как быстрее и точнее сверяться с контрагентами
Даже если между контрагентами и компанией осуществляется бумажный документооборот, это можно использовать для предотвращения получения требований от ФНС. Необходимо тщательно и регулярно проверять соответствие цифр в книгах, журналах и счетах-фактурах.
Еще лучше, если в компании внедрена электронная обработка документов. И контрагенту, и компании удобнее сверять и обрабатывать электронные документы. Это облегчает работу бухгалтеров и покупателей с продавцами.
Сервис «Контур.НДС+» («Контур.Сверка») – поможет сопоставить счета-фактуры в автоматическом режиме. Он поможет также оценивать добросовестность партнеров проверяя данные контрагентов в реестре налогоплательщиков (ЕГРН).
Сверка счетов-фактур с сервисом «Контур.НДС+»
Сервис предварительно выявит ошибки в данных контрагентов, укажет на разногласия по номерам, датам, суммам счетов-фактур. Поэтому «Контур.НДС+» – надежный помощник, который предотвратит вероятность доначисления НДС и избавит от получения большого количества требований со стороны налоговиков.