26 марта 2018
О внесении ряда изменений в порядок учета оборота алкогольной продукции стало известно летом 2017 года. В начале 2018 года некоторые из этих изменений уже вступили в силу, а с июля работа по новой системе станет обязательной. Речь идет о новых правилах списания алкоголя с основанием «Реализация» и помарочном учете реализуемой продукции в системе ЕГАИС. Сегодня мы расскажем о том, чем обернутся обновления порядка учета алкоголя для предприятий общепита.
Акты списания: заполняем по-новому
Первое из изменений вводится на основании сообщения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) «Внесение изменений в проверки актов списания продукции с основанием «Реализация» от 14 августа 2017 года. Согласно этому документу, начиная с середины января 2018 года все рестораны обязаны заносить в специальное поле актов списания значение штрихкода каждой реализуемой единицы алкогольной продукции. Это значит, что для ежедневного списания алкоголя каждую марку необходимо просканировать, а следовательно, льготы для предприятий общепита при работе с ЕГАИС практически нивелируются.
Напомним, что раньше в акт списания для предприятий общепита достаточно было занести код алкогольной продукции и количество проданных единиц. При этом код был одинаковым для всей партии алкоголя – его значение получали через запрос остатков в ЕГАИС или из приходных документов.
Для работы по новой системе будет удобнее оснастить 2D-сканером рабочее место бармена
Теперь акты без указания индивидуального штрихкода марки каждой проданной бутылки не принимаются. Однако, как и прежде, общепит обязан подать информацию о всем проданном за смену спиртном не позднее следующего дня. Задержка с формированием актов списания может привлечь внимание ФСРАР, что значительно повышает вероятность проверки.
Чтобы выполнить новые требования, работники ресторана или бара могут:
- сканировать все вскрытые бутылки оптом в конце смены;
- сканировать бутылки при передаче в бар и тут же списывать их через ЕГАИС;
- оснастить рабочее место бармена сканером, чтобы он мог сканировать алкогольную продукцию при реальном вскрытии ее в баре.
Первый вариант в практических условиях работы предприятий общепита невыполним, а второй оставляет риск того, что уже списанный алкоголь в баре все-таки вскрыт не будет – это чревато значительным штрафом. Третий вариант самый приемлемый.
Итак, чтобы соответствовать новым требованиям, заведению общепита необходимо:
- обзавестись 2D-сканером;
- обновить программное обеспечение;
- убедиться, что сотрудники умеют формировать акты списания по новым правилам.
Как и прежде, списание не требуется при реализации пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Марка за маркой
Помарочный учет – одно из главных нововведений третьей версии ЕГАИС, которое в первую очередь существенно усложняет жизнь производителей и дистрибьюторов алкогольной продукции, но также затрагивает и заведения общепита.
В предыдущей версии ЕГАИС у каждой организации было два регистра:
- № 1 – склад (оптовый регистр учета);
- № 2 – торговый зал (регистр остатков торгового зала).
В первом регистре продукция хранилась по партиям в разрезе регистрационных форм учета (РФУ), во втором – в разрезе алкогольного наименования и производителя/импортера. При этом регистры не дублировали, а дополняли друг друга, формируя общий остаток.
Новая система ЕГАИС – это не только приобретение сканеров, но и обучение персонала
В новой версии ЕГАИС 3.0 был введен третий регистр для хранения продукции в разрезе штрихкодов на бутылке, который не создает дополнительного остатка, а содержит код марки и привязку к партии продукции (РФУ 2). Таким образом, для помарочной продукции будут использоваться первый и третий регистр, а второй постепенно упразднят. Регистр № 3 ведется отдельно для каждого ФСРАР ИД.
Как это будет выглядеть для предприятия общепита на практике? В новой версии системы поставщик будет передавать ресторану не только список справок и количество, но и полный перечень всех акцизных марок. При этом гарантировать отсутствие в перечне ошибок даже крупные поставщики, скорее всего, не смогут – ведь система сканирования пока не отлажена, да и человеческий фактор еще никто не отменял. Таким образом, работникам ресторана или бара придется проверять указанные в ЕГАИС коды, сканируя каждую бутылку. Иначе, при пересортице или недостаче, заведение получит массу проблем при попытке зарегистрировать движение «неправильной» позиции.
Новые правила будут вводить постепенно. С 15 января новую версию начали ставить на баланс. До 1 февраля продлится тестовый период по помарочному приему ТТН в ЕГАИС. Далее до 1 июля планируется переходный период – программа позволит оформлять ТТН как в старом, так и в новом формате. После 1 июля помарочный учет становится обязательным – выпуск и импорт алкоголя без новых марок будет невозможен.
Росалкогольрегулирование не будет требовать помарочной инвентаризации остатков, а дождется естественного ухода с рынка старой продукции, тогда как новая уже будет приходить и оформляться с указанием точного перечня акцизных марок.
Но даже несмотря на то, что сейчас работа с версией ЕГАИС 3.0 ведется в тестовом режиме и время до введения обязательного помарочного учета еще есть, предприятиям общепита не стоит откладывать внедрение системы. Ведь для успешной работы в соответствии с новыми требованиями будет необходимо не только установить 2D-сканеры для считывания штрихкодов в формате PDF417, но и отработать взаимодействие с системой, а также провести при необходимости обучение сотрудников.