21 марта 2018
Недавнее заявление начальника пресс-службы Росалкогольрегулирования Александра Куликова о готовности ввести систему учета алкоголя через блокчейн не стало неожиданностью для многих поставщиков и закупщиков. Тем не менее реализация технологии пока вызывает немало вопросов. Итак, что же это за система и насколько она усложнит жизнь обычной компании розничной торговли?
Теория и практика
Для начала скажем несколько слов о самой технологии блокчейн. Эта система подразумевает хранение данных в виде цепочек блоков (англ. block chain), причем устройства хранения данных децентрализованы, то есть не подключены к общему серверу. База данных в зашифрованном виде хранит непрерывно увеличивающийся список упорядоченных записей-блоков, каждый из которых содержит группу упорядоченных транзакций и метку времени. Важно, что когда в базу вносится новая информация, она обновляется одновременно на всех подключенных к ней компьютерах.
Как данная технология будет использоваться в реализации алкогольной продукции? Основой для данных о движении алкогольной продукции будет сканирование акцизной марки каждой единицы на всем ее пути: от производителя – на прилавок и далее – к потребителю. Последовательные транзакции и образуют цепочку блоков, то есть блокчейн. При желании потребитель сможет полностью проследить маршрут приобретенной бутылки. Разумеется, отследить каждую единицу продукции смогут и налоговые органы, причем теперь для учета не потребуется проверять большое количество бумажных документов.
Введение технологии блокчейн усилит госконтроль за оборотом алкоголя
Собранные данные будут поступать на сервер Росалкогольрегулирования, а также в Гознак – именно эта организация производит акцизные марки с цифровым идентификатором. Поскольку данные независимо хранятся только в двух центрах обработки, децентрализованной систему назвать нельзя. Однако она обладает другими свойствами технологии блокчейн – открытостью, надежностью и защитой от внесения изменений в уже сохраненную информацию.
Власти ожидают, что нововведение повысит собираемость акцизов, облегчит госконтроль за оборотом алкоголя и избавит участников рынка от лишней работы по оформлению деклараций и других сопроводительных документов на алкогольную продукцию.
На том же брифинге Александр Куликов заявил, что новая версия программы государственного учета оборота алкоголя (ЕГАИС) полностью готова к переходу на помарочную систему. В тестовом режиме она заработает во второй половине 2018 года. Теперь дело лишь за участниками рынка, которым придется внедрить новую технологию для контроля оборота алкоголя. Однако у предприятий алкогольной розницы это может вызвать определенные затруднения.
Поштучный учет
Напомним, что до недавнего времени при работе с алкогольной продукцией производители оперировали сериями акцизных марок или диапазонами кодов. Такой подход позволял контролировать оборот алкоголя, сравнивая количество выпущенных и проданных единиц продукции под марками определенной акцизной серии, но для детального отслеживания мелких партий алкоголя он не годился. Не подходил он и для технологии блокчейна.
Однако, начиная с третьей версии ЕГАИС, учет алкогольной продукции будет вестись не по диапазонам, а по конкретным акцизным маркам, которые перемещаются от производителя к поставщику. Это позволит создавать цепочки транзакций по каждой единице производимого и продаваемого алкоголя.
Система помарочного учета уже запущена на нескольких крупных предприятиях, в частности на московском коньячном заводе «КиН». В тестовом режиме партии по новой системе учета отгружают и другие производители.
Теоретически для предприятий розничной торговли переход на новую систему может пройти практически безболезненно. После обновления системы, работающей с ЕГАИС, документ будет автоматически заполняться списком акцизных марок, который в него добавляют оптовики. В дальнейшем оприходованные остатки переносятся на регистр «Торговый зал» и продаются через кассу в обычном режиме, то есть со сканированием каждой марки.
Для поштучного учета крупных партий алкоголя необходима специальная маркировка на ящиках
Однако многим все же придется перестраивать систему внутреннего учета – ведь для правильного отображения в блокчейн-системе акцизная марка каждой бутылки должна сканироваться на всех этапах перемещения алкогольной продукции: приемка от производителя, инвентаризация, продажа и пр. Если этот процесс не будет организован достаточно хорошо, в количестве поступивших и проданных единиц алкогольной продукции по ЕГАИС могут возникнуть расхождения, что чревато обвинением в продаже контрафакта.
Производителям, пользующимся при отгрузке паллетами и фурами, для перехода на поштучный учет необходима дополнительная маркировка: штрихкод на ящиках и паллетах с перечнем акцизных марок бутылок, которые содержатся в упаковке. На данный момент централизованная система маркировки такого рода отсутствует и крупные производители вводят ее лишь по собственной инициативе.
Согласно официальному заявлению, тестирование новой системы поштучного учета алкогольной продукции с механизмом блокчейн начнется 1 июля 2018 года. С учетом сложностей, которые могут возникнуть при переходе на новую технологию, вполне ожидаемо, что ФС РАР не будет спешить с обязательным вводом нового порядка учета. Но рано или поздно это случится. И розничным предприятиям уже сегодня следует задуматься, как организовать свою работу и какое оборудование необходимо выбрать, чтобы тотальное сканирование акцизных марок не блокировало работу компании.
Узнайте больше о передаче отчетной информации в ЕГАИС и другие аналогичные системы в нашем специальном обзоре!